Умберто Эко. Памяти Мастера

Без рубрики No Comment

Я некоторое время раздумывала, с чего начать новый бложик. С того, как безотрадно служить приживалкой чужих ресурсов, не имея своего и будучи вынужденной подчиняться редакционной политике, превозмогая отвращение, и как замечательно быть хозяйкой в собственном доме? Слишком невоодушевляющий почин, не находите ли? Впрочем, слово еще будет сказано, а имеющийся опыт — проанализирован и обобщен в том или ином виде.

Тем временем объявили, что умер Умберто Эко, и эта новость повергла меня в шок, — несмотря на то, что Мастер достиг почетного возраста, и дай Б-г каждому смертному дожить до таких лет. Мучительно тяжело принимать хрупкость нашего мира и бренность тех, кто наполняет его удивительными смыслами.. Открыв блокнот, куда были выписаны цитаты из предпоследнего романа Эко, я решила, что лучшей данью памяти автору станет доброе воспоминание о его произведении.

Пожалуй, у меня инвертирована картина мира, — этот факт объясняет мое лояльное отношение к несимпатичному в целом Симоно Симонини. Герой разбирается во взрывном деле, адаптирован, сообразителен, владеет навыками (точнее, обладает талантом) подделывать документы, гурман, не сентиментален, без сожалений расстается с иллюзиями, работает над ошибками…Ему бы другое воспитание, — глядишь, не пустился бы во все тяжкие…Кого-то нам это описание явственно напоминает:))

praga_cemetery

1. «Все были убеждены, что очень скоро последний поп будет повешен на кишках последнего короля».
«На свете не будет достигнуто совершенство, покуда последняя церковь не рухнет на голову последнего попа и мир не освободится от поповского семени».
Явная аллюзия на Пушкина:
«Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.»

2. «Но лично я с первого же взгляда отличаю по внешнему виду шпика: он страсть до чего похож на преступника. А честные воры совершенно не похожи на воров. Так что шпиков издалека видать».
Ничего не изменилось: столь же несложно сегодня вычислить на митингах оперов.

3. «Морис — замена имени Моисей, Исидор — замена Исаака, Эдуарами прикидываются Ароны, Жаками Иаковы, Альфонсами Адамы…»
Эдуард — это Аарон? Обрадую деда:))

4. «Отцы наши были беднее и счастливее. Они не теряли связь с природой. Современный мир дал нам пар. И ныне пар отравляет нашу сельскую местность».
Этот последовательный антиурбанизм так похож на наши дни.

5. «Народы идут нескончаемой вереницей. Движутся навстречу свету. нет места человеческому благорасположению, когда речь о том, чтоб нести факел прогресса».
Практически лозунг Дивного Нового мира в его положительном значении.

6. «О чем помышляет каждый? И тем неотвязней, чем он сам несчастнее и обделеннее жизнью? О деньгах, полученных без труда. О власти (как сладко помыкать себе подобными и изгаляться над ними). О мести за перенесенные обиды (любому в этой жизни пришлось перенести какую-нибудь обиду, хоть небольшую, да болезненную)».
Примеры, подтверждающие верность изречения — повсюду.

7. «Все верят только тому, что уже знают. В этом и есть красота Универсальной Формы заговора».
Ни что иное, как каузальная атрибуция, или «мама утят».

8. «Поэтому, учитывая вашу благонадежность и готовность с нами сотрудничать, мы считаем также, что проявляем к вам самому неимоверную снисходительность, располагая сведениями, что вы и нотариус Ребауденго имеете наклонность к процедурам, назовем их так — не самым благовидным».
Немного об оперативно-розыскных мероприятиях агентурного плана и мотивах, по которым можно подцепить агента.

9. «Против демократии есть только это единственное верное средство — общенародное голосование».
Так точно — зачастую ведущее к диктатуре. Парадокс, — но этому, опять же, множество примеров.

10. «Это вы ошибаетесь. Можно служить в Тайном отделении и в то же время быть масоном. Полезнее для работы».
А можно и на елку влезть, и попу не ободрать? «А может ли масон состоять в Роттари? Может. А может и наоборот».

11. «Сицилийцы считают меня гарибальдийцем, а участники похода — вольным журналистом».
Вообще, «вольный журналист» для многих — очень удобное прикрытие.

12. «— Преподобный отче! Мне просто удивительно, что в Риме это неизвестно! На деньги английских масонов, на чьи еще!»
А английский корабль просто стоял и наблюдал, делая вид, что следит за сохранностью коммерческих интересов. Или это о том, что не нужно искать черную кошку в темной комнате — особенно, если ее там нет.

13. «Погодите, скоро случится, что голодранцы, пришедшие умирать под Калатафими, поймут наконец, что для них ничего не поменялось».
Классическая манипуляция.

14. «Мои сомнения развеял Музумечи: — Ну конечно! Прежде всего, если не все масоны евреи, то уж точно все евреи — масоны».
Прекрасный образчик порочной логики!

15. «Не воровать — большая доблесть тут на острове. Здесь «начальник» и «мошенник» синонимы».
Сколько в России таких «островов»…

16. «Принято говорить, конечно с натяжкой, что из десяти заговорщиков трое наши наседки… прошу прощения за жаргон! Другие шесть — просто чистосердечные идиоты. И только один по-настоящему опасен».
Закон диссидентского кружка.

17. «Его доводы столь подробны и столь легко возводимы к нашему времени, что даже самый неискушенный читатель разберется — книга ставит целью инсинуировать напраслины на нашего правящего императора путем приписывания ему намерений, в числе которых: ослабить влияние палаты депутатов, добиться от народа продления до десяти лет президентского срока и в результате преобразовать республику в империю…»
Ничего не напоминает?;))

18. «Все деспотические власти деспотичны одинаково».
«Деспотия опирается на всеобщее голосование избирателей! Сукин сын произвел авторитарный переворот, используя тупую волю тупого народа! Видно по этому, во что превратятся демократии будущего…»
А еще говорят, будто нет пророка в родном (да хоть и неродном) отечестве…

19. «Те, у кого идей мало, менее нас подвержены ошибкам. Они следуют общему направлению и никому не создают затруднений».
Отличие гармоников от пассионариев.

20. «Как может укрепиться полицейский информатор? Конечно, разоблачив заговор! Ну, значит, надлежало организовать этот заговор. Чтобы потом его с блеском разоблачить».
Как опер может заработать премию? Если сперва создаст «экстремистское сообщество», а потом его накроет.

21. «Зачем было писать эту книгу и садиться в тюрьму, когда известно, что читающие люди — и без того по убеждениям республиканцы, а те, кто поддерживают диктатуру, — ничего не читают, и они-то, безграмотная деревня, получив доступ к общему голосованию, известно кому отдают голоса».
Продолжая эту логику: зачем наблюдать на выборах? Зачем ходить на митинги?

22. «Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не связываться с подлинными документами, даже с полуподлинными! Если они действительно существуют где-то, всегда есть риск, что кто-нибудь до них доберется и выявит, что мы их процитировали неаккуратно…»
Сложность работы с источниками.

23. «Какая тайна дает им силу, превосходящую нашу силу, даже тогда, когда они кажутся такими слабыми?»
Дмитрий Быков: «Как наши скрипки плачут в тоске предсмертной!
Каждая гадина нас выбирает жертвой
Газа, погрома ли, проволоки колючей —
Ибо мы всех беззащитней — и всех живучей!»

24. «— Лучшие наши сотрудники теряются, если приходится действовать против того, что уже налицо. Наше ремесло — предвосхищать. Мы расходуем немаленькие деньги, организовывая заварушки на бульварах. Все устраивается достаточно просто. Дюжина-другая бывших острожников плюс столько же переодетых полицейских, налет на два-три ресторана или на два-три борделя под пение «Марсельезы». Поджечь пару киосков. После чего являются наши, в форме, и арестовывают всех, инсценируя потасовку.
— А какой от всего этого прок?
— Прок такой, что почтенные буржуа живут и трясутся, то есть крепится уверенность: сильная рука, хочешь не хочешь, а хороша. Если нам пришлось бы подавлять настоящие бунты, неведомо кем устроенные, мы бы так легко не управились».
И снова прямые исторические аналогии…

25. «Самоотверженный искупитель — такая липучка. Навлекает на себя бесчестия, становится очистительным горнилом».
«Грехом побороть грех».

26. «Что, надвигается эпоха, когда не станет оригиналов — нечего будет подделывать?»
Эта эпоха так и не наступила, просто подделки и обман теперь иного рода.

27. «Я и подобные мне остаются, это правительства сменяются. В данный момент я следую за моим правительством в Версаль».
Секретные службы вечны.

28. «Вот уж точно, для революции потребны кадры с хорошим военным образованием. Но у кого есть хорошее военное образование, тот не лезет в революцию и обычно поддерживает власть. Потому я не вижу причин (рациональных причин) вообще производить революции.
[…]
На площади ревели: «Предательство!» Это всегда так ревут. Кто не умеет делать дело, горазд валить вину на другого. Какое же тут предательство? — рассуждал я. Это вы не умеете воевать. А лезете, тоже мне, в революцию».
Тонкая ирония и искрометный юмор о подготовке пламенных рЭволюционЭров. Изменится все тогда, когда у революции появятся кадры вместо креаклов и дам в 3.14здатых шубах, думающих о том, как бы эти шубы не испортить…

29. «Я на всех напал, со всеми перессорился и не был избран депутатом, не был назначен министром. Мне говорили, я достиг бы большего как литератор, нежели как политик. Но это тоже не очевидно, поскольку книги мои преданы забвению. Хоть я и победил в суде, из жизни модных салонов я выключен. Победил, но оказался в проигрыше».
Это почти что про меня:))

30. «— Англичане и евреи для вас — одно? — Да, почти одно. Почитайте, что пишет в своем романе «Конигсби» этот английский политик, Дизраэли, выкрест-еврей-сефард. Он имеет наглость утверждать, что евреям предстоит господствовать в мире».
Дмитрий Евгеньевич, должно быть, вопит от восторга:))

(Умберто Эко, «Пражское кладбище«, перевод. с итальянского Е. Костюкович — ISBN 978-5-271-38543-8)

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики