Ловцы жемчуга, собиратели искр

Без рубрики No Comment

Чтобы извлекать жемчужины из раковин, таящихся в морской пучине, в прежние времена, еще до появления удобных современных приспособлений, ловцам жемчуга приходилось немало потрудиться, рискуя собственной жизнью, надолго задерживая дыхание и рассчитывая при погружении только на свои силы. С поиском и добычей жемчуга, на мой взгляд, сравнима процедура, которую некоторые эзотерики красиво именуют «реинтеграцией частиц, упавших в самые дальние уголки Вселенной», хотя иные практики не смущаются называть вещи своими именами: «Работа с клипот» (קליפות). Должно быть, сюда как нельзя лучше подошел бы поэтический эвфемизм — «перебирание скорлупок» (интересно, Пушкин в «Сказке о царе Салтане» не на это ли намекал?;)), но практикам виднее.

В общем, распространено тривиальное мнение, истоки которого теряются в веках, что акт, направленный на реинтеграцию сил клипот, есть благо как для тварного мира, так и для высших миров, притом благо наибольшее из возможного. Ничего более великого человеческое существо содеять принципиально не способно, коль скоро весь остальной «фронт работ» куда менее сложен и ответственен; немаловажен и тот факт, что исполнять подобную работу потребны, скажем так, умельцы отнюдь не средних способностей и, к тому же, не робкого десятка. Но зато в случае успеха мироздание им благодарно едва ли не по гроб жизни (главное, чтобы этот гроб не стал наградой за работу, как это почему-то обычно случается), и помощь такая дорогого стоит.

Некоторые каббалисты о вышеописанных вещах могут вскользь обмолвиться, по ходу повествования намекнуть, хотя останавливаться детально, по понятным причинам, не станут, и правильно сделают — нечего безрассудным в Бездну лезть. С этой же темой любили и любят заигрывать в художественной литературе, — вот, например, Башевис-Зингер в своей повести о распространении саббатианства в еврейских общинах Польши не скупится на живописание творящихся ужасов:

«Другие же доказывали, что Мессия, прежде чем раскрыться, должен спуститься к демонам и вывести оттуда сияние святости, как объясняют комментарии «Зогара». Ведь и пророк когда-то сказал: «И к преступникам причислен был». Значит, утверждали они, весь народ перед освобождением должен предаться греху, и старались сбить с пути всех от мала до велика. Они предавались разврату, ели свинину, нарушали законы субботы. В Щебрешине кто-то из евреев сбрил бороду и пейсы. В Краснике ночью взломали синагогу и испортили свитки Торы, стерев в них имя Божье. Оскверняли миквы, чтобы евреи ложились с нечистыми женщинами. Потомкам священников подбрасывали в дома человеческие останки. Заходили к соседям и исподтишка капали в посуду свиным жиром, чтобы вся еда стала трефной. Резник из Крешова оставил на лезвии ножа зазубрину, чтобы мясо животных, которых он режет, было падалью. Он же делал в городе обрезание и умышленно не удалял у новорожденных крайнюю плоть. Когда это заметили, решили воздать резнику по заслугам, ночью окружили его дом, но он сумел бежать. С тех пор никто его не видел. Чтобы усилить вражду и ненависть, саббатианцы использовали клевету, распускали слухи, разрушали семьи. В пятницу вечером устраивали поджоги, чтобы евреям пришлось осквернить святость субботы. Подбивали женщин на разврат, крали деньги из кружек для пожертвований и покупали у христиан церковное вино. Дошли до того, что стали вызывать души умерших и заниматься колдовством.»

Очевидно, Натан из Газы вместе с вдохновляемым им Шабтаем Цви, не были в этой области пионерами, хотя лично я такой взгляд на целесообразность познания «глубин Великой Бездны» с целью исправления («тиккун», תיקון) мира почерпнула именно из адаптированных вариантов «Друш hа-Таниним» (דרוש התנינים, «Трактата о крокодилах»). Затем «реинтеграционный» подход перекочевал в совсем уж профанные области, как то — аналитическая психология К.Г.Юнга, где в утрированном виде подавалась идея о необходимости последовательного осознания различных частей собственной психики (включая Тень), чтобы в конечном итоге можно было достичь Самости (предположу, что достижение Самости понималось как все тот же гмар тиккун, но в рамках отдельной личности, которая подобна «целому миру»). Думается, что нынешнее увлечение т.н. «драконианским» путем, — слово «таниним» (תנינים) некоторыми толкуется как «драконы», — из той же невеселой оперы.

002-clasicos-t2-tirar

[Santiago Caruso, «Трон Хаоса» — автор, похоже, знает многое об изображаемых им мирах]

Что мне остается по этому поводу сказать (если я вообще вправе на сей счет хоть что-то говорить)? Два аспекта меня настораживают: во-первых, генезис темных миров и их иерархий, объясняемый через отпадение от творения в результате разбиения сосудов, — швират hа-келим (цимцума, свечения «бездумных» светов, как это в других системах преподносится, и так далее). Но ведь можно посмотреть на их происхождение иначе: для того, чтобы у нас оставалась свобода воли, необходимо наличие возможности пойти как направо, так и налево; причем, «левое» создается не столько ради потенциала «еще лучше служить, познав зло» (здесь, как считается, таилась ошибка первого человека), сколько для уравновешивания одной категории (условно, «добра») равнозначной ей («злом»). Таким образом, если «зло» исправлять, вытаскивая из него привлекающие грешников искры, оно перестанет быть такой альтернативой, которая могла бы называться равнозначной; баланс нарушится, свободы воли не будет. Естественно, сотворивший «долину смертной тени» едва ли позволит простым смертным искры оттуда таскать, опуская тем самым одну чашу весов слишком низко:)) Простым смертным лучше остановиться на том, чтобы как можно меньше давать тому миру жизненности, и хватит с них этого.

Во-вторых, если даже и добывать эти искры, заниматься реинтеграцией, то надо меру знать понимать: гипотетически только из одной «скорлупки», «Сияющей клипы» (קליפת נוגה), можно пытаться что-то извлечь; все остальное — принципиально неисправимо и относится к т.н. «нечистым клипот», о чем сказано: «Бесследно сотру Я память об Амалеке под небесами!”. Сюда же можно отнести мидраши о «вырезании» буквы «мем» из имени известного существа и обещание устранить смерть (мавет, מוות) из мира: «Уничтожит смерть навечно и сотрет Б-г слезу с каждого лица». Потребность в существовании Другой стороны в описываемый период попросту отпадет, потому и смерть будет уничтожена без всякой ее «реинтеграции».

Однако, даже наевшись гнозисом досыта заведомо зная, что уделом будет отнюдь не победа, всякий, кто хоть раз в жизни пытался, уже от этой идеи не отступится. Этакий своего рода наркотик: раз попробовав, непременно захочешь еще, поэтому варианты разнообразием не отличаются: либо не пробовать вообще, либо поздравить себя с попаданием в клуб:))

[Мадонна в образе настоящей Королевы Лилит пускай послужит удачным дополнением этого поста, в котором не получилось сказать и десятой доли того, что хотела]

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики