Миссия разведчиков и опасности двух путей

Без рубрики No Comment

Недавно, получив рассылку с сайта beerot.ru, я соотнесла две ситуации, описанные в Торе, и пришла к выводу, что есть между ними нечто общее.
Первая имеет отношение к недельной главе Шлах (שלח), где речь идет об отправке двенадцати разведчиков в Землю Израиля перед ее завоеванием; миссия этих разведчиков в итоге провалилась, и лишь двое из них — Йеошуа бин Нун (в русском переводе зачастую упоминаемый как Иисус Навин) и Калев — не оклеветали Страну перед народом, заслужив своей достойной позицией право войти туда через 40 лет блуждания по пустыне. Но стези, которые они избрали, существенно различались — так, в статье «Два пути в борьбе со злом», вошедшей в рассылку, рассказывается, что Йеошуа действовал против влияния зла и злодеев открыто, прямо отвергая их мнение и ведя с ними явную борьбу. Калев от этой борьбы уклонялся и потому избегал опасности, однако он помнил, что в нужный момент необходимо открыть свои истинные убеждения, тем самым обрушив планы грешников:

«Говорит Хафец Хаим, что два пути есть перед человеком, желающим избежать влияния злоумышленников и грешников. Первый путь – выйти на открытую войну против отвергающих власть Небес, борясь с их ложными мнениями. Второй путь – в том, чтобы избегать, насколько возможно, споров с грешниками и даже выдавать себя внешне за их сторонника. И тогда грешники, считая человека «своим», вовсе не будут стремиться влиять на него.

Каждый из этих путей обладает достоинствами и недостатками. Тот, кто следует первому, с легкостью сохранит чистоту собственных взглядов и убеждений. Но с другой стороны, он рискует пострадать и физически и духовно от последствий войны.

Тому же, кто следует вторым путем, такая опасность не грозит. И, кроме того, если он – человек важный, злодеи не упустят случая представить его, как единомышленника публично. И тогда, сняв с себя маску, он сможет прилюдно развенчать ложь и злодейство. Недостаток же этого пути в том, что за долгое время молчания человек может ослабеть в своем мнении и духовно приблизится к своему дурному окружению».

Первый путь (открытая война) требует смелости и, поскольку идущий им находится в серьезной физической опасности, ему дается благословение для защиты от нее. Второй путь (диверсия) влечет опасность духовную — можно подпасть под влияние окружения и, вместо того, чтобы победить, упасть, став одним из творящих зло. Здесь не обойдешься благословением, защищающим от опасности быть уничтоженным — нужна серьезная духовная работа, что аллегорически выражается пасуком (фразой) из Торы:

וַיּֽעֲל֣וּ בַנֶּ֘גֶב֘ וַיָּב֣אֹ עַד-חֶבְרוֹן֒ וְשָׁ֤ם אֲחִימָ֙ן שֵׁשַׁ֣י וְתַלְמַ֔י יְלִידֵ֖י הָֽעֲנָ֑ק וְחֶבְר֗וֹן שֶׁ֤בַע שָׁנִים֙ נִבְנְתָ֔ה לִפְנֵ֖י צֹ֥עַן מִצְרָֽיִם
[Простой смысл, пшат — «Они пришли в Негев, [а затем] достигли Хеврона, где [жили] Ахиман, Шешай и Тальмай — потомки Анака (Хеврон был построен на семь лет раньше, чем Цоан Египетский.)»]

Но если переводить буквально, получится: «ва-йаалу бе-Негев ва-йаво ад-Хеврон»«Они поднялись к Негеву и пришел в Хеврон». Почему разница в спряжении глаголов, и «пришел» употреблен в третьем лице единственного числа, тогда как «поднялись» — в третьем лице множественного? Потому что разведчики достигли Негева, и Калев отправился в Хеврон, чтобы помолиться там на могилах праотцов. Он знал, что необходимо молится, если хочешь достигнуть цели и не последовать при этом за негодяями с их заговорами и гибельными деяниями.

…Отчего-то напрашивается параллель с Пинхасом (главы «Балак» и «Пинхас»), который, не будучи изначально коhэном, удостоился завета мира (ברית שלום) за свой поступок, восстанавливающий в конечном итоге правильное положение дел («все будет правильно, на этом построен мир»), хотя прежде он ничем особым себя не проявлял, и сложно было даже представить, что он сумеет в нужный момент разрушить замысел врага:

«Складывается впечатление, что вся ситуация была «подстроена» специально для того, чтобы Пинхас, оказавшийся в нужное время и в нужном месте, смог исполнить задачу ревнителя.

Принципиально важно — в нужное время, в нужном месте и в нужном статусе! Будь Пинхас коhэном, разве смог бы он, вооружившись этим своим копьем, вообще попасть в чужой шатер, где происходило непотребство? Коhэн — это такая чистота, святость («Они должны быть святы пред своим Богом. Пусть не оскверняют они имени своего Бога. Ведь они приносят огненные жертвы Господу, [приносят] хлеб своему Богу, и должны быть святы» — ויקרא, כא:ו), и как бы он вошел в шатер, где творится разврат? Как вообще можно было себе это представить, да и разве стража бы его пропустила, видя это ярчайшее противоречие: с одной стороны — святость, с другой — нечистота? Но Пинхас коhэном не был, и поэтому в его отношении не возникло вопросов. А затем ему был дарован ברית שלום (завет мира) и, собственно, право служения».

Прощу прощения за очередную самоцитату, но напоминание о таких материях никогда не окажется лишним, ибо оно спасает от отчаяния:

«Выходит, что именно таким был изначальный план, и этот план, который предвосхищает сотни незаданных (или, к сожалению, все-таки заданных) вопросов, оставляет за скобками все наши сегодняшние возмущения о несправедливости. Одно только важно: не очутиться в конечном итоге по другую сторону баррикад».

Символично, что, спустя сорок лет, в качестве разведчиков в Страну Израиля направились именно Пинхас и Калев (впоследствии их спрятала в своем доме блудница Рахав из города Иерихо), и на сей раз миссия оказалась успешной. Порой всем сердцем хочется выбрать более безопасный первый путь, путь Йеошуа бин Нуна, но жизнь складывается так, что и выбора-то не остается в принципе. Ну, а поскольку этот выбор сам по себе невероятно труден, можно сделать вывод о том, что нерешительным и робким натурам тем самым дается некое послабление:))

З.Ы. Интересно, что из них — Гвура, а что — Хесед? Я так и не разобралась, хотя склоняюсь к тому, что Хесед — первый путь (несмотря на явные символы своей противоположности: честная борьба, героизм прямого противостояния). Здесь я исхожу из того, что восхождение по левой линии — всегда более опасный и сложный процесс.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.