Лаг ба-Омер на горе Мерон

Без рубрики No Comment

Давно хотела написать о том, как мы съездили в этот Лаг ба-Омер на могилу раби Шимона бар Йохая (РаШБИ), праведника и каббалиста, о котором ходит множество легенд, и чья жизнь овеяна немеркнущей славой. С фигурой этого цадика связано огромное количество поучительных историй (одну из которых в форме притчи я приводила некоторое время назад); он активно участвовал судьбе страны уже после разрушения римлянами Второго Храма, и о захватчиках отзывался крайне неодобрительно, противодействуя им всеми силами, вплоть до поддержки восстания бар Кохбы, которое успеха не имело. РаШБИ считается одним из крупнейших законоучителей не только в своем поколении, но и в последующих, заслуги которого высоко оценены в еврейской традиции:

«…праведность Шимона бар Йохая была настолько велика, что исправляла все плохие поступки его поколения, за которые могло следовать наказание свыше. Радуга — на иврите קשת — однокоренное со словом «лук»: из лука принято стрелять в Лаг ба-омер. Игра в лук со стрелами появилась в память восстания Бар Кохбы против римского владычества, но мне отчего-то видится здесь возможность каббалистической трактовки (ошибка, прегрешение — суть неточное попадание в цель, тогда как мы знаем, к чему необходимо стремиться)».

Итак, встав с утречка и усевшись на центральной станции в автобус, двигавшийся по маршруту Хайфа-Цфат (номер сейчас точно не вспомню, но здесь можно поискать), мы примерно за полтора часа добрались до горы Мерон, где, по преданию, находится могила праведника, и куда принято совершать своего рода паломничество как раз в Лаг ба-Омер. Спрашивать, где конкретно следует выходить, не пришлось — в салоне было достаточно пассажиров ортодоксального вида, направляющихся туда же, и по их массовому исходу из автобуса сразу стало понятно, что и нам пора сниматься с насиженных мест.


Дальше разобраться тоже было нетрудно — знай себе иди за толпой. Вокруг громко наяривала музыка, сборщики цдаки трясли стаканами, в которых звенели монеты, звучали разговоры на множестве языков, кричали дети…




Продвигаясь все дальше, мы наконец достигли той цели, к которой и стремились. Она представляла собой синагогу, построенную в восточном стиле. Именно здесь, на горе Мерон, верующие иудеи предпочитают проводить халаке — первую стрижку мальчиков, которую устраивают, когда ребенку исполнится три года, и именно сюда в Лаг ба-Омер стекаются тысячи людей. Маленький ребенок на фото с удивлением смотрит на это людское море:



Я отправилась в женскую половину, где девушки читали Теhилим около факелов странной конструкции, в которых горело все, что может гореть — от бумажек до пластиковых бутылок, и дым уносился в безоблачное небо…Я потом уже узнала, что здесь нужно бросить что-нибудь в огонь, чтобы оно тоже загорелось.





Немного так походив, я протолкалась обратно на выход…Все-таки толпа утомляет, даже в таких святых местах. Взобравшись повыше, полюбовалась горами («Эса эйнай эль хе-hарим, меайн яаво эзри») и отправилась, откуда пришла…


По пути нам встретился представитель ХАБАДа, которого, по-видимому, удивили наши отнюдь не традиционные одеяния. Узнав, что мы, к тому же, неевреи, он, как мне показалось, очень тепло нас поприветствовал и сказал, что весьма рад нас тут видеть. Что ж, взаимно:))


Перед горой оборудовали площадку, с которой отправляются автобусы, причем организовано все было очень достойно, без спешки и толкотни — сотрудники дорожной службы объясняли людям, где нужная остановка, в какой город идет тот или иной автобус; волонтеры раздавали бесплатно питьевую воду (на такой жаре это оказалось нелишним); за посещение туалетов плата также не взималась, в отличие от того, как это принято в краю Роша, Мешеха и Фувала:)) Уже поднявшиеся в гору посетители вереницей тянулись обратно:


А по обе стороны дороги раскинулись виноградники:

Мы пробыли там относительно недолго, чуть более часа; некоторые ортодоксальные семьи тоже не особо задерживались, предпочитая отбыть домой спустя столь же непродолжительное время, и получилось так, что мы ехали с ними в автобусе в ту сторону и в другую, и даже помогли одному парню зарядить телефон (внешний аккумулятор — вещь незаменимая, тем более если в автобусе внезапно перестали работать розетки). Потом б0льшая часть пассажиров вышла в Акко, а под Кирьят-Бьяликом мы сломались, еще минут двадцать ожидая следующий автобус…Кстати, после поломки находиться в автобусе становится крайне непросто — перестает работать кондиционер, и все затягивает жутчайшая духота. В общем, кое-как добрались до Хайфы часам к четырем дня.

…Почему-то после этой поездки захотелось вдруг посетить еще и гробницу раби Меира (Меир Бааль hа-Нес), мимо которой я несколько лет назад в суматохе пробегала, совершая вояж вокруг Кинерета — вот она, это едва заметное здание с голубым куполом справа от дороги:

И верно: веселье сменяется спокойствием и отдыхом; как сказано в Мегилат Коhелет, «всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами»…

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики