Оплата за услугу, которая не помогла

Без рубрики No Comment

Наткнулась на своеобразный юридический кейс: наниматель (мидьянский царь Балак), наслышанный о незаурядных способностях самого великого нееврейского пророка — Бильама, нанимает того «на работу» — «Ведь мне ведомо, что тот, кого ты благословишь, будет благословен, а тот, кого ты проклянешь, будет проклят». Однако Бильаму было известно, что еще праотец Ицхак, благословляя своего сына Яакова, предрек: «Пусть народы служат тебе, пусть поклоняются тебе племена! Ты станешь господином над своими братьями, поклонятся тебе сыновья твоей матери. Проклинающий тебя проклят, а благословляющий тебя — благословен!» Следовательно, Бильам как пророк не мог не понимать сомнительности своих действий в плане их реализации, поскольку они, согласно начальным условиям этой задачи, не могли нанести вреда еврейскому народу, а только разве что самому Бильаму. Более того, изначально Б-г ему прямо указывает на всю тщету задуманного: «Не ходи с ними и не проклинай этот народ, ибо он благословен».

Наниматель (Балак) продолжает настаивать, во второй раз прислав князей еще более знатных и посулив «великие почести» вместе с «исполнением всего, чего скажешь» (по сути, соблазнив ценой договора), после чего Бильам наконец соглашается, сразу же оговорив границы своих возможностей — не нарушать повеление Б-га ни в чем. То есть, ситуация свелась к следующему — исполнитель, понимая, что не может гарантировать выполнение задачи на 100%, пообещал нанимателю сделать все, что от него зависит, и отдельно упомянул ограничения, предполагаемые конкретной ситуацией, а уж что из этого выйдет — время покажет. Собственно, подобным же образом, к примеру, поступает здравомыслящий представитель, когда берется за конкретное судебное дело — он не дает гарантии, а деньги берет не за результат, а за саму работу. И если какой-то юрист дает вам 100%-ную гарантию выигрыша в суде, то будьте уверены — либо он шарлатан, либо попросту использует методы, далекие от юриспруденции и образующие состав преступления:)) Представитель может примерно предсказать вам шансы на выигрыш, хотя порой и шансы назвать сложно (бывает, что все идет гладко, по плану, а ведь по плану идет далеко не всегда), и все в конечном итоге зависит от специфики дела.

Таким образом, оплату за услугу, которая не помогла, необходимо выдать, а Бильаму как честному исполнителю причитается обещанное — «великие почести» и все, что он пожелает (יח, בלק). Другой вопрос, что воспользоваться этим гипотетическим богатством он, как мы знаем, все равно не успеет, а наследников у него, насколько можно судить из первоисточников, не осталось.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики