В любви и на войне

Без рубрики No Comment

Тут на днях удалось неплохо прочувствовать связь между Арканами VI и XV, собрать воедино некоторые ассоциации — в б0льшей степени этому поспособствовали публикации Бецалеля Ариэли о еврейском Таро (часть первая, часть вторая), на которые я уже ссылалась. В них разбирается история непростых взаимоотношений двух близнецов — Эсава и Яакова, а на следующем витке она же оборачивается нападением «сара» (שר), то есть ангела-покровителя Эсава на оставшегося в одиночестве Яакова и борьбой с ним, из которой Яаков выходит победителем — «Не Яаковом будешь ты зваться впредь, а Израилем, ибо ты противоборствовал [ангелу] Б-жьему и людям и одолел». Кстати говоря, своего настоящего имени сражавшийся с Яаковом так не назвал, и Тора его тоже не считает нужным упоминать, посему и я придерживаюсь того мнения, что для этих целей достаточно любого эвфемизма, коих в избытке.

Но, если рассмотреть карту VI Аркана (Влюбленные), как она представлена в Таро Райдера-Уэйта, то мы вновь обнаруживаем на ней близнецов, появившихся на свет в один день — Адама и Хаву (Еву), причем вторая была сотворена из ребра (простой смысл текста, называемый «пшат» — פשט) или из грани (на иврите — צלע, «цела»), что позволяет предположить единство первочеловека в его андрогинном обличии:

«Почему-то ранее, в стихе 27, сказано, что Г-сподь сотворил его — человека — мужчиной и женщиной. На эту тему есть масса раввинистических комментариев — например, один из самых распространненных, самых ярких: мудрецы предполагают — а вдруг Г-сподь сотворил человека андрогином, и мужчиной, и женщиной? С одной стороны у него была мужская часть, с другой — женская, этакий Янус: с одной стороны он смотрит на запад, с другой — на восток. Потом Г-сподь рассекает это существо пополам, разделив мужскую и женскую части, и здесь мы можем уйти в психологические глубины: в мужчине есть женщина, а в женщине — мужчина, я не буду в это даже вдаваться».
[Источник]
original

Уже здесь мы видим намеки на дальнейшее развитие сюжета — с левой стороны (стороны Суда, к слову), около праматери Хавы, изображено Древо познания добра и зла, чьи плоды было запрещено вкушать, и вокруг Древа обвился Змей. Согласно некоторым каббалистическим представлениям, хроника существования Адама и Хавы (от сотворения в виде единого существа, через дальнейшие разделение, соединение в любви, грехопадение и последующие попытки восстановить былое единство, произвести реинтеграцию) символизирует эволюцию парцуфов (פרצופים, проявления воли), среди которых самый «младший», женский парцуф — Нуква — может быть подчинен злым началом, а более высокий, мужской — Зеир Анпин — также испытывает на себе влияние этого зла. Те же персонажи, пострадавшие от своей неспособности различить между добром и злом, смешавшие воедино одно и другое, совершенно закономерно встречаются нам и на XV Аркане, где они стоят по обе стороны от обольстителя:

И вот что символично — если не нырять в глубину, ограничившись поверхностным взглядом на предмет, то карта Влюбленные, безусловно, наводит на мысли о любви, а Дьявол (в одной из традиций открыто именуемый «врагом рода человеческого») — о войне, и в Торе (глава Берейшит) сказано, что между женщиной и Змеем (נחש), а также между их потомками, положил Б-г вражду (איבה, «эйва»). Это слово лишь одной буквой отличается от слова «любовь» (אהבה, «аhава»), — надо только заменить «йуд» (י) на «hей»(ה), которая в Тетраграмматоне (четырехбуквенном Имени) встречается дважды, в то время как «йуд» и третья буква — «вав»(ו), визуально представляющая собой продолжение буквы «йуд» — по одному разу. Вторая буква «hей» соответствует сфире Малхут и Шехине, отправленной в изгнание, причем, согласно Зоhару, ее отделение от всех остальных букв Имени произошло как раз в момент грехопадения, и так будет до окончательного исправления (גמר תיקון):

«Буквы тетраграмматона, содержащие все эманированные миры, никогда не соединяются вместе в период изгнания. Это имя Создающего все сущее, включающее в себя все виды форм, существующих в мире (точка, линия, плоскость, куб), где точка и линия — это «йуд» и «вав», и две буквы «хей» — это плоскость и трехмерная фигура. Последняя буква « хей» — это раскрытие первой буквы «хей», только в более материальном, то есть в форме, занимающей место, тогда как три предшествующие формы совершенно не занимают места».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.