Рав Гитик: «Слава Б-гу, у нас все плохо»

Без рубрики No Comment
— Циля, и где вы пропадали?! Я же переживаю! Вдруг у вас все хорошо…

Рав Гитик, месяцев пять не появлявшийся в Петербурге, сегодня жег напалмом: «У жены первого человека просто не было шансов. Змей…он же комсомолец», «Слава Б-гу, у нас все плохо», «Ламедвавник (ל»ו) — это резидент-одиночка», «Блокады Ленинграда не было», «Если 15 января 2017 года Обама уйдет на пенсию, я готов даже терпеть эту ведьму!», — и все в таком духе…

Поскольку записей я не делала, воспроизведу лишь некоторые пояснения на память — собственно, начали мы с темы, рассматривавшейся на одном из предыдущих шабатонов — «Змей, ты абсолютно прав». Да, прав и честен с искушаемыми, истинный …(подставьте сюда сами выражение по вкусу, «комсомолец» — вполне достойная характеристика:)), ибо предлагает послужить Творцу не просто хорошо, а очень хорошо, увеличив свою награду за более сложную в исполнении заповедь. Ведь какой выбор у первого человека? Между «хорошо» и «очень хорошо», вот и предложение поступает релевантное — «Ты возьми злое начало как часть себя самого, смешай святость и нечистоту, чтобы эго заслонило для тебя Волю Б-га — а затем попробуй исполняй эту волю, как прежде, с тем же радением и искусностью». Но, очевидно, это будет намного сложнее, а значит, исполняющий такую заповедь и награды удостоится гораздо б0льшей. Самое собой, рациональный компонент при конструировании достойного ответа начинает давать сбой, покуда и впрямь — «Змей всегда приходит с ratio, и его аргументы железобетонны и увесисты, как могильная плита». Хотя некий раби Симха умудряется парировать довод Змея именно с рациональных позиций, и делает это следующим образом: уже само рассмотрение всерьез провокационного вопроса, задаваемого злым началом, и последующая попытка дать на него ответ (иной, кроме как — «Простите, я вас не понимаю») — суть понижение уровня, потому что по факту влечет подмену выбора между хорошим и очень хорошим выбором между добром и злом (טוב ורע). В тему мини-зарисовка о царе Давиде — очень большие проблемы были у ангела смерти с исполнением своей миссии в отношении царя Давида, никак не получалось забрать его душу (у ангела этого несколько миссий, и имен, соответственно, несколько); Давид непрерывно учился и обращался к Вс-вышнему, занимаясь куда более одухотворенными вещами, нежели отвлеченные беседы с небесным прокурором. Тогда тот пошевелил деревце, чтобы ветви его зашумели, и едва царь Давид отвлекся, как заснул вечным сном (сон — привкус смерти в нашем мире). Вообще, у меня эта сторона творения и реакция на провокации одного «милейшего» существа неизменно ассоциируется с готовностью сыграть в лохотрон: остановился возле наперсточников, с интересом глядя на их проделки — считай, что уже сыграл на понижение, пошел на неразумный риск. Другой вариант похожей провокации — «Запрещен инцест, прелюбодеяние (например, связь с чужой женой), но, быть может, хотя бы простой разврат-то можно, он ведь не так страшен, как другие грехи?» Стал отвечать что-то иное, кроме — «Запрещено и то, и другое, а на провокации я не ведусь» — спустился на ступеньку ниже, а оппонент твой себе очередную звездочку на погоны пришпилил, а дело отправил в суд. С поколением, «чей смех — как лай собаки», эти трюки с особенной легкостью проходят, — специфика генерации, так сказать.

Кстати, в недавней рассылке от beerot.ru по урокам рава Моше Шапира, речь шла как раз о понижении духовного уровня и падении поколения, которое получило Тору, что было калькой с греха Адама на новом витке эволюции:

«Отсюда «cделаем и услышим» – отказ во имя воли Творца от всякой самости. «Сделаем» предшествует «услышим», человек готов подчиниться приказу Творца без всякого «слуха» и расчетов – без предположений, будто можно поступить иначе. Это соответствует уровню Адама до греха. Весь народ Израиля был в этот момент на уровне «Вчера по Моей воле», и потому это «сделаем и услышим» помогло ему возвыситься над ущербом, постигшим Адама, и нечистота ушла. Но еврейский народ не сумел долго продержаться на этой высоте – «Однако, как Адам, умрете». Из-за греха с тельцом евреи вновь потеряли (в определенной мере) уровень «сделаем и услышим» – «А теперь по воле змея».»

Впрочем, как упомянул сегодня р.Гитик, тому поколению падение было дано прежде всего с целью показать нам, людям будущего, наглядный пример того, как выходить из столь печальной ситуции; что предпринимать, чтобы не оказаться на дне клоаки и не погрязнуть во зле. К слову, такая клоака есть у каждого поколения, и даже чисто географически всегда присутствует место, которое служит ее аналогом в материальном мире (например, для поколения спустившихся в Египет эта страна и была таким дном; для поколения исхода из Египта это — земля Кнаан). А выход один — тшува, раскаяние, возвращение.

Продолжая повествование о потере уровня поколениями, можно отметить следующую интересную деталь в тексте Торы, на чем строится множество комментариев: известно, что, принимая Тору, еврейский народ сказал Вс-вышнему: «Наасе веНишма» (נעשה ונשמע), то есть, буквально — «Сделаем и послушаем»; сначала готовы сделать, даже не разбираясь, что требуется, потому что безусловно доверяют Вс-вышнему и питают к нему любовь, не связанную соображениями меркантильности, а потом только послушают, в чем именно состоит суть того, что требуется делать. Но в одной из глав Торы (ואתחנן,דברים,) ситуация переворачивается на 180 градусов — сначала «послушаем», потом — «сделаем»:

«וְשָׁמַעְתָּ יִשְׂרָאֵל וְשָׁמַרְתָּ לַעֲשׂוֹת אֲשֶׁר יִיטַב לְךָ וַאֲשֶׁר תִּרְבּוּן מְאֹד כַּאֲשֶׁר דִּבֶּר יְהוָה אֱלֹהֵי אֲבֹתֶיךָ לָךְ אֶרֶץ זָבַת חָלָב וּדְבָשׁ»
[Слушай же, Израиль, и старательно исполняй [все заповеданное], и тогда будет вам хорошо, и вы станете весьма многочисленны на земле, которая источает молоко и мед, — как и обещал вам Г-сподь, Бог ваших отцов.]
И там же:
«וַיִּשְׁמַ֤ע יְהוָֹה֙ אֶת־ק֣וֹל דִּבְרֵיכֶ֔ם בְּדַבֶּרְכֶ֖ם אֵלָ֑י וַיּ֨אֹמֶר יְהוָֹ֜ה אֵלַ֗֠י שׁמַ֠עְתִּי אֶת־ק֨וֹל דִּבְרֵ֜י הָעָ֤ם הַזֶּה֙ אֲשֶׁ֣ר דִּבְּר֣וּ אֵלֶ֔יךָ הֵיטִ֖יבוּ כָּל־אֲשֶׁ֥ר דִּבֵּֽרוּ»
[«Господь услышал ваши речи, когда вы говорили со мной. ‘Я слышал слова этого народа, который говорил с тобой, — сказал мне Г-сподь. — Они хорошо сказали.»]

Здесь, в этой главе, где Моше вновь напоминает установления Б-га, есть достаточно, на первый взгляд, несостыковок: допустим, он говорит: «Храни день субботний» (שמור את-יום השבת), в то время как заповедано — «Помни (זכור) день субботний», но все такие места подробно объясняются мудрецами (в данном случае: «шамор» и «захор» — это как одно). И вышеприведенная неувязка с порядком слов тоже обыгрывается определенным образом, комментариев на нее хватает. Почему же Г-сподь теперь отвечает — «Они хорошо сказали», если на Синае евреи заявляли наоборот — «Нассе веНишма«, «сделаем и послушаем», то есть они своей готовностью принять Тору опередили другие народы, которые занимались тем, что изыскивали выгоду в ее принятии, спрашивая, что в ней написано? Народы мира интересовались — мол, сперва нам надо понять, что за Тора, зачем она нам, а мы уже подумаем, принимать или нет, после того, как услышим объяснения. Ишмаэль, узнав, что Торой установлен запрет воровства, заявил — «Ну как же, ведь воровство — это то, чем мы живем» (это теперь там руки отрубают за кражу, потому что надо было останавливать чем-то неконтролируемое падение); Эсав аналогичное ответствовал на запрет убийства (причем так себя и не обуздал). А евреи приняли безропотно, не задавая массы вопросов, и вдруг теперь уподобились всем остальным, кто не удостоился, сказав — «Слушай и исполняй»? Тогда народы мира могут с полным правом предъявить претензию — «Они не сами изъявили желание так поступить, а Ты их принудил, заставив принять Тору. А нас почему не заставил? Тогда мы бы тоже так смогли! Или есть любимые дети, а есть, скажем так, не очень?» И эта претензия небезосновательна, а ответ на нее, на мой взгляд, парадоксальный — «А они принесли родословные».

Ну и что, что принесли? Как будто у Ишмаэля родословных нет (арабы знают своих предков до седьмого колена, причем без каких-либо генеалогических изысканий в архивах, как мы привыкли). Эсав…ну, здесь вообще без комментариев (хватает и того, что он из потомства Ицхака, что само по себе значимо. На сегодняшний язык переводя — семьи европейской элиты, вот это все). И что с родословными не так? Все с ними в порядке, естественно, и не в биологическом происхождении суть (хотя и в нем тоже, но не только). Просто, глядя на праотцов, от которых они произошли, и на то, где они находятся теперь, сравнивая их и себя, эти евреи, принявшие Тору, сгорали со стыда — настолько серьезно переживали они свое падение. А всего этих уровней четыре — во всяком случае, тех, что достижимы в ходе воплощения в материю, и им поставлены в соответствие следующие эмоции:
* уровень человека — стыд;
** — уровень еврея — боль;
*** уровень праведника — трепет;
**** уровень полного праведника — любовь.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И вот, обещание — «наасе», «сделаем», связано с таким типом людей, как полные праведники («цадиким гмурим», צדיקים גמורים), которых в каждом поколении как минимум 36, что составляет половину++один от 71. Из 71 судьи состоял Санhедрин, существовавший в ту пору, когда б0льшая часть еврейского народа проживала в Стране Израиля, и, по-видимому, теперь, когда евреи вновь обрели свою землю, вернувшись туда, дело за воссозданием Санhедрина. Рав Гитик не исключил, что все 36 полных праведника сейчас находятся именно в Израиле, и рассказал между прочим такую занимательную историю (по его утверждению, абсолютно реальную): несколько лет назад некий ученик явился к раввину со своей крайне непростой ситуацией, решить которую никак не удавалось. Раввин выслушал его и констатировал, что помочь здесь ничем не может, но подсказал возможный выход, который состоял в обращении к полному праведнику, дабы тот поспособствовал разрешению создавшихся проблем. Но где его, полного праведника, найти? Обычно такие люди скрыты от посторонних глаз и никак себя не афишируют; это своего рода «резиденты-одиночки», каждый со своей специальной задачей. А тут еще этот юноша и его проблемы…Праведники, должно быть, могут каким-то образом вычислять цадиким гмурим, видеть их в некоторых случаях, потому что находятся всего лишь на ступень ниже, но в целом это личности крайне непубличные. И вот, подсказывает этот раввин своему ученику, как полного праведника найти — «Отправляйся на стройку, спросишь там такого-то и обратишься к нему со своим делом». Кто обычно в Израиле на стройках работает? Не на высших должностях типа начальника проекта, не прорабом и даже не в сфере, например, промальпа, что довольно неплохо оплачивается, а вот конкретно, простым рабочим? Контингент таких работников специфичен и состоит преимущественно из русскоязычных олим да арабов, и среди них неожиданно предлагалось отыскать полного праведника.  Пришел тот ученик на стройку, только хотел спросить, где указанный субъект работает, а тот, даже не поворачиваясь к нему лицом, отвечает — «Проблема твоя решена, а раввину, что тебя отправил, передай, что больше он меня никогда не найдет«.

На одном из предшествующих занятий речь заходила о «смыслах радости», и в этом контексте уровень полных праведников связан со сфирой Гвура; выше — только уровень Машиаха. Но, если взглянуть с другой стороны, то эмоцией здесь будет любовь, а соответствиями — сфира Хохма, Письменная Тора и зрение, тогда как праведники — сфира Бина, Устная Тора (в отличие от Письменной Торы, здесь уже фигурируют объяснения мудрецов, отражается их понимание и рассуждения) и слух (возвращаясь к началу — то самое «наасе венишма»), а эмоция — трепет.

Но сейчас количество праведников исчезающе мало — поколения деградируют, а некогда единая душа первого человека, расколовшаяся на множество мелких душ, ныне распылена тонким слоем на семь с лишним миллиардов тел. Ярко сиявший свет все сильнее приглушается, как бы разделяясь на все потомство Адама. Очень гностичные рассуждения, на мой взгляд; потому-то гностики поздней античности и не рекомендовали рожать детей — не только ради прекращения страданий, которые неизбежно влечет нисхождение в материю, но и дабы не рассеивать Свет (вспомним спор на тему — «Что лучше: родиться или пребывать нерожденным?» и ответ Шамая, по которому будет установлена hалаха в будущем мире). Хотя, говорил рав Ашлаг, что нет свободы воли в прошлом, но зато сейчас, вот в этот самый момент, она есть. Как понимать его тезис? Если «нет свободы воли в прошлом», значит, это падение было предопределено, Вс-вышний желал такого исхода, однако ни в коем случае нельзя отчаиваться; осознав, что падаешь, не следует считать себя негодяем и мерзавцем. Ибо в данный конкретный миг свобода выбора существует: подняться и идти дальше или остаться лежать (опция: продолжить падение). И, ежели заниматься самобичеванием, то и не встанешь никогда. Отсюда парадоксальное «Слава Б-гу, у нас все плохо», — и, даст Б-г, еще будет хорошо.

Поскольку этот пост посвящен больше философским, нежели геополитическим материям, я пропущу подробный разбор утверждения о «блокаде, которой не было» (вкратце: если поделить запасы хлеба на число людей, то получится около 800 грамм в сутки, что вполне достаточно, чтобы не погибнуть с голоду; кроме того, оккупация никогда не была полной, поскольку всегда сохранялся открытый выход на берега Ладожского озера — более подробно у Марка Солонина). Не стану соглашаться с этими выкладками, но и опровергать их тоже не буду — пусть каждый в меру своего понимания определит собственное отношение к вопросу. Задали вопрос и про Обаму — мол, а как же несбывшиеся прогнозы? Ответ был таков, каким я его представила в первом абзаце: «Ну, если оно рассосалось, а Обама 15 января 2017 года уйдет на пенсию, я готов потерпеть даже эту ведьму, Хиллари. Она же ведьма, натуральная». Может, во второй день политические штудии будут более насыщенными:))

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики