Рав Гитик: «За власть Путина надо молиться»

Без рубрики No Comment

Продолжу обзор выступления Гитика, чему был посвящен предыдущий пост. В нем упоминался мидраш, рассказывающий о народах мира, адресующих Б-гу претензию — «Почему нас Ты не принудил к принятию Торы?», и ответ на это парадоксальный — «Вы не принесли свои родословные, как они». Ключевое слово — «как», то есть евреи, принося родословные, стыдились своего нынешнего уровня, в сравнении с уровнем праотцов кажущегося ничтожным, в то время как народы мира своим происхождением гордились и продолжают гордиться. Но есть и еще один ответ — «Евреи исполняют 613 заповедей, а вы и семи заповедей не тянете». Имеются в виду семь законов потомков Ноя (Ноаха), известные также как «Семь Законов Человечества»; среди оных шесть представляют собой запреты (не проливай кровь, не прелюбодействуй etc), а одна заповедь является предписывающей и повелевает создать справедливую судебную систему. Вот тут, на доске слева, все они выписаны:

Эти семь законов Ноаха могут распределяться различным образом, в той или иной последовательности (обычно предписывающую заповедь располагают после запрещающих), но мудрецы сходятся в одном — эти законы соответствуют семи сфирот, Зеир Анпин+Малхут. Тут обязанность установить правосудие ассоциируется со сфирой Хесед (Милость), в то время как мне привычно размещать ее в сфире Малхут (царство, естественным образом связанное с властью и с судом как разновидностью власти). Впрочем, можно и в Гвуру поместить, памятуя о том, что суд — это справедливость (не в российском случае «самого гуманного суда в мире», конечно). Кстати, о власти российской — вы в курсе, что, по мнению Гитика, нужно молиться за Путина? Теперь в курсе — «за любую власть, кроме совсем уж бесчеловечной власти мерзавцев, надо молиться». Но почему? А якобы потому, что эта заповедь о судебной системе выполняется даже при поддержке такой власти. Я не удержалась, задала вопрос — «А где проходит тот водораздел, когда нужно прекращать за них молиться»? Внятного ответа не услышала, — точнее, такой ответ существует только в отношении евреев (и я его знала ранее): «Если власти запрещают установленное Торой, то нельзя за них молиться». А для неевреев? «А не знаю». Между прочим, я уверена, что этот ответ есть, законоучителя наверняка вывели его и для неевреев тоже, просто мне об этом неизвестно. Как бы то ни было, я против молитв за Путина, и здравомыслящим людям гораздо более близки молитвы о том, чтобы высшие силы Путина наконец прогнали.

Соблюдая 613 заповедей, эти семь законов потомков Ноаха представители народа Израиля тоже не игнорировали: в крайнем столбце приведены примеры, подтверждающие это (например, Йосеф устоял перед женой Потифара, и она свидетельствует о нем; Нимрод свидетельствует о праотце Авраhаме, который отказался поклониться кому бы то ни было, кроме Творца, и так далее). Нет только примера на запрет пролития крови (указано, что нужно понимать это не в индивидуальном смысле — ему соответствует заповедь «не убий», то есть «не становись убийцей», а в общественном — «не занимайтесь геноцидом»). Но тут не нужны свидетели, поскольку как раз в этом грехе еврейский народ никто не обвиняет.

В правой части доски есть странная таблица, — я могу предположить, что она соотносится с тремя мирами БЕА (Бриа, Йецира и Асия), куда проник «яд Змея», и где добро смешалось со злом. Если до грехопадения знание и незнание кардинально различались, то впоследствии возникла некая полумера — сомнение, отравляющее душу. Касательно любви (связи между женским и мужским) тоже возникла неопределенность — тут обозначено как «мужеложество», но по факту это любые отношения типа «унисекс», предполагающие трудность, а зачастую и невозможность различения между мужским и женским. Наконец, радость, которую мы можем испытывать от всего нового, трансформировалась в привычку (была приведена аналогия: «Купил машину месяц назад, она еще новая, но мне уже приелась»).

Еще ниже расписываются четыре вида растений, которые в праздник Суккот принято возносить в едином «букете», — по традиции, они символизируют четыре вида евреев:

*Этрог (цитрон) обладает приятными вкусом и запахом. Вкус — символ обладания мудростью Торы, а запах — исполненных добрых дел. Этрог — символ еврея – мудреца и праведника.
**Лулав (ветвь финиковой пальмы) — ее плоды обладают вкусом, но лишены запаха. Так, есть люди, обладающие мудростью, не отражающейся на доброте их поступков.
***Адас (ветвь мирта) имеет запах, но не вкус. Она символизирует евреев, исполняющих заповеди, руководствуясь верой, трепетом или любовью к Творцу, но не обширностью познаний в Торе.
****Арава (ветвь ивы) лишена как вкуса, так и запаха. Есть и такие евреи, на данный момент они не знакомы с мудростью Торы и не исполняют ее заповеди.

Применяем тот же подход, но не по вопросам знания Торы и сотворения добрых дел, а в связи с такими категориями, как «удовольствие» и «смысл». Сфира Хохма — это и удовольствие, и смысл вместе (например, ученого посещает гениальное озарение, которое воплощается в изобретении, полезном для человечества); сфира Бина — смысл без удовольствия (ранний подъем на работу — понятно, что это необходимость, но никакого кайфа она не приносит); Зеир Анпин — смысл без кайфа (примеров тому — масса, прожигатели жизни только на этом уровне и пребывают); сфира Малхут — ни удовольствия, ни смысла (гностики сказали бы, что это — суть нашего мира).

К указанным пунктам, несколько переиначенным в последней таблице, ранее уже давались пояснения, да и на предшествующих своих семинарах р.Гитик пояснял, что представляет собой уровень человека, еврея, праведника и полного праведника (в данном случае акцентируется связь с такими категориями, как стыд, боль, трепет и любовь). Причем, как выясняется из вполне реальных жизненных ситуаций, переход с одной ступеньки на другую можно наблюдать в чисто практической плоскости: так, один немецкий уноша 19-ти лет, попавший в американскую зону оккупации и прежде никогда не слышавший о зверствах своих соотечественников, узнал об этом и принял решение стать протестантским пастором, дабы, по его собственному убеждению, «замаливать грехи немецкого народа», в то время как его сын на этом не остановился, пройдя гиюр. Был еще случай с четой, жившей в одной из скандинавских стран и спасавшей евреев в годы Второй мировой войны — их дети стали сионистами и ярыми защитниками Израиля, а это и в то время, скажем так, не одобрялось тамошним обществом, уже озабоченным поддержкой «свободолюбивого арабского народа Палестины». Понятно, что их дети, подобно сыну пастора, тоже прошли гиюр. Вот примерно как-то так оно и работает.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики