Глава «Ваишлах» — добро и зло, жизнь и смерть

Без рубрики No Comment

Уже читают недельную главу «Вайешев» — о том, как Йосефа продали в Египет его братья, и скоро новая будет — «Микец», а я как-то подзависла на предыдущей, «Ваишлах» («И послал»), где повествуется в том числе о встрече Яакова с братом его Эсавом. Быть может, это потому, что вскоре Яаков и впрямь будет вынужден столкнуться с Эсавом — как отмечает Гитик, «классическая подготовка Яакова к встрече с Эйсавом, состоявшая из молитв, подарков и военных приготовлений, очевидно параллельна усилиям в трех плоскостях: молитва – разум, подарки – эмоции и война – действия». Папенька мой, не выдержавший расставания со Страной и вновь туда вернувшийся, тоже был впечатлен обсуждением этой главы в одной из израильских русскоязычных газет, и прислал мне даже скрин оттуда, где подробно разъясняется суть добра и зла:

[Помните приписываемое Эйнштейну: «Холод — лишь отсутствие тепла; тьма — лишь отсутствие света»? Весьма похожие соображения, не так ли?]

А у меня немного другие мысли по сему поводу возникли (назовем это патчем к посту о безблагодатности;)) — прочитав о раве Герцоге, который пытался отыскать еврейских детей в монастырях послевоенной Европы и о созвучии наименования поврежденной жилы (גיד הנשה — «гид hа-наше») слову «женщины» (נשים — «нашим»), нельзя было не сделать некоторых выводов. В общем-то, выскажу крамольную вещь, согласившись с одной весьма неглупой особой — «please do not forget that hatred or evil, whatever you want to call it, it’s intelligent. It’s smart and it’s invisible». Противник довольно-таки сообразителен, — он, очевидно, осознавал, куда надо бить, чтобы нанести максимальный вред, если уж никак не получается победить, и бил он так, чтобы наверняка. На духовном плане его воздействие выражалось этим ударом, а здесь, на нашем земном уровне, оно воплотилось в виде постепенного растворения, ассимиляции народа через неисполнение заповеди «плодиться и размножаться», как раз связанной с женщинами; наконец, в смягченном варианте его последствия мы можем увидеть и в отрицательном ответе христианских иерархов (в частности, Пия XII) раву Герцогу. Так зло — пустота, несуществование, безмолвие (ангел не называет своего имени) — забирает поколения, утратившие связь со своим источником, и они перестают существовать для народа. Но есть и обратный процесс, когда свет возвращает, казалось бы, из небытия уже почти сгинувшие в этой тьме жизни, давая им надежду на сохранение, согласно сказанному в Торе — «Я предложил вам жизнь и смерть, благословение и проклятие. Выберите жизнь — и тогда вы и ваше потомство будете живы». Мне особенно нравится отслеживать такие истории, — они укрепляют уверенность, что все в этом мире будет правильно — и всякий раз, сталкиваясь с очередным примером, я искренне радуюсь.

З.Ы. Похоже, это моя вторая любимая недельная глава после главы «Балак» — я о ней и прежде писала [1|2], хотя некоторое из написанного нынче мною воспринимается как несусветная глупость.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.