Странности историографии дорюриковского периода

Без рубрики No Comment

Новость попалась тут случайно:

«Двухтысячелетние пряжки убедили археологов, что российские драконы древнее китайских».

Древние жители Сибири придумали драконов еще до того, как этот образ окончательно сформировался в Китае. Об этом сообщил Андрей Бородовский из Института археологии и этнографии СО РАН. К такому выводу специалист пришел, изучив изображения драконов на поясных пряжках Июсского клада, созданных в первом тысячелетии до нашей эры в Южной Сибири.
(Источник)

Локализация этой находки — Сибирь, что характерно. Недаром в Авесте говорится про змея (или дракона) Дахака, который похитил одну из сестер легендарного иранского царя Йимы, и чье правление началось как раз после смерти Йимы. Отсюда, кстати, легко перекидывается мостик к разного рода интересным теориям (которые, к сожалению, замалчиваются или становятся объектом для атаки всевозможных маргиналов от эзотерики) — например, о существовании в древности на территории Сибири высокоразвитых государств, чьи правители (например, туранский царь Франграсион, строивший по заветам Йимы подземные города) были широко известны своими подвигами и завоеваниями среди окрестных народов. Кое-что, к слову, и в русском фольклоре сохранилось — так, трехголовый Ажи-Дахака вызывает ассоциацию со Змеем-Горынычем, хорошо известным из сказок.

Историк из меня, конечно, никудышный, но именно профанам, а не профессионалам, чаще всего бросаются в глаза некоторые странности и явные несостыковки — так, например, меня всегда удивляла необъяснимая концентрация внимания на Средиземноморье и истории его развития, которая изучается скрупулезно и подробнейше, в то время как прочие территории по умолчанию предполагаются «отсталыми» и «варварскими», а значит, исследования недостойными в принципе. Повествование о них начинает вестись лишь с момента «приобщения к цивилизационным ценностям» в понимании таких историков; в лучшем случае затрагивается краткий период, предшествовавший этому «судьбоносному шагу»: та же история России «от Рюрика до наших дней», по сути своей, ведется лишь от прадеда Владимира Крестителя, а дальше — глухой тупик и «аберрация дальности». А как только пытаемся уйти вглубь веков, от Рюрика и дальше, попадаем в какие-то совершенно неосвещенные дебри, и доходит даже до снобизма из разряда: «Пока ваши предки дикарями бегали по лесам в набедренных повязках (шкурах мамонта, костюме Адама — нужное подчеркнуть в зависимости от климата), наши — служили в Храме». При всем уважении к служившим в Храме, лично мне не очень-то верится, что до Рюрика на всем пространстве от Восточной Сибири до Восточно-Европейской равнины бегали дикари. Видимо, как-нибудь на досуге надо бы поизучать еще и авестийскую традицию — не исключено, что откроется много нового и интересного.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Рубрики