Разница во взглядах авраамических религий на частный вопрос

Без рубрики

После шаббатона, в котором мне довелось принять участие, меня заинтересовал один из аспектов прохождения гиюра — не в связи с тем, что я сама вознамерилась его пройти, а исключительно из исследовательских целей. Аспект это следующий: в частности, если двое состоят в браке, и один из супругов желает пройти гиюр, а второй не собирается этого делать, то первому в гиюре будет отказано, поскольку еврейской должна быть вся семья, и иудаизм предполагает в том числе и еврейскую жизнь всей семьи, а не только личную веру каждого конкретного человека. Символично, что в гиюре такому кандидату откажут не только раввины ортодоксального и консервативного направлений, но и даже реформисты, хотя политика последних в отношении гиюров считается наиболее либеральной. Следует отметить, что откажут в гиюре не только мужчине — потенциальному геру, но и женщине — потенциальной гийорет, несмотря на то, что после гиюра ее дети от нееврейского мужа все равно будут евреями (к тому же, такая женщина, приняв гиюр, может сойтись с нееврем, как это часто бывает — да, она тем самым совершит нарушение, но многих это совершенно не останавливает).

А как обстоят дела в других авраамических религиях — христианстве и исламе? Ситуация относительно последнего мне хорошо знакома — мои «заклятые друзья», принимая мусульманство под влиянием сытого московского безделья и кризиса среднего возраста, так и не сумели ввести своих жен в лоно религии Мухаммада, что, впрочем, никому не мешало. Эти новообращенные мусульмане, в неофитском пылу без особых сомнений «такфирившие» (выводившие из ислама) недоброжелателей, продолжали производить на свет детей от женщин, которые, ничуть не смущаясь своих мужей-муслимов, посещали церкви и ставили там свечки, удостаиваясь от второй половины ленивой реакции — «А, опять у тебя рецидив».

Что касается христианства, то я понятия не имела, как эта религия реагирует на подобные ситуации, посему и обратилась за разъяснением к компетентному в этих вопросах ее представителю — Виктору Пасечнюку, приведя гипотетический пример: предположим, есть пара атеистов, заключивших брак, и жена приходит к вере, после чего желает принять крещение, в то время как муж как был атеистом, так и остался. Ей не откажут в принятии этого таинства ввиду того, что муж не следует вместе с ней в данном вопросе или все-таки откажут?

Его ответ был следующим:
«В православии с этим проблем нет. Проблемы обычно начинаются в отношении супругов после крещения если есть разрыв в религиозном мировоззрении, но на желание принять крещение, это не влияет. Хотя есть спорное мнение, в случае если один из супругов (особенно муж) бывает категорически против. В таком случае рекомендовано переждать время противления и решить все мирным путем».

Получается, даже в таком частном вопросе проявляется принципиальное отличие иудаизма от верований народов мира, где приближение к религии почитается делом сугубо личным, ни от кого не зависящим, даже от очень близких людей. В иудаизме же, напротив, этот судьбоносный шаг определяется мнением членов семьи (жены или мужа), а в ряде направлений даже несовершеннолетние дети при прохождении гиюра отцом или матерью тоже принимают иудаизм. Сложно сказать, хорошо это или плохо, и возможно ли вообще давать оценки существующему явлению, ясно одно — это небольшое сравнительное исследование, призванное продемонстрировать разницу в подходах, иллюстрирует, что отличие сохраняется и по сей день, не ограничиваясь временами седой старины.

Ну и, конечно, Шабат Шалом!:))

Related Posts