Михаэль Гитик: цените счастливые мысли

Без рубрики

Продолжаю рассказывать о встрече Михаэля Гитика с интересующимися Каббалой, которая прошла 23 ноября 2017 года в Петербургской хоральной синагоге. Предыдущий текст доступен по ссылке.
Разум — это верхняя граница человека, а выше — то, что уже находится над человеком, — б-жественное, душа. Душа — это счастливые мысли, которые нас изредка посещают. Обычно при возникновении того или иного желания мы можем указать орган, который его производит (вовсе необязательно то, о чем многие подумали: например, желание получать эстетическое удовольствие от прослушиваемой музыки идет от мозга). Ничего рационального в таком желании нет, это просто недостаток чего-то. А вот, например, желание помочь ближнему, альтруизм, идет не из тела, а из души. В принципе, помочь ближнему — это вообще не желание, а побуждение свыше. Хорошие побуждения нам дает именно душа.
У разумных животных нет желания дать, нет Хеседа вообще. Прежде упомянутые исторические деятели XX века, стоявшие во главе воюющих тоталитарных держав, де-факто души не имели, и ее животворное влияние на них не распространялось (возможно, смысл понятия «карет» — «отсечение души» — в этом и заключается). И ужас смерти для живого существа не в том, что тело расстается с душой, хотя некоторыми религиями жизнь и воспринимается как подготовка к смерти. Уникальное соединение б-жественной души и разумного животного представляет собой личность, и в конце жизни личность может распасться. Как уже было сказано, Гитлер — это не личность, а автомат зла, и он в этом подобен Змею, управляемому напрямую Вс-вышним. Это уже нелюди, у которых выбора нет, поскольку они его утратили.
Душа — это муж, а жена — это тело. А в чем задача? Мы должны заслужить вечность, а вечность заключается в том, чтобы личность не распалась, чтобы соединение души и разумного животного осталось существовать. Не то что тело не умирает, — оно, безусловно, умрет, но эта уникальность соединения должна существовать вечно. А в чем наша работа? Научиться ценить, уважать и даже любить эти счастливые мысли. И если нам удается подняться на уровень — «скажи, что ты сестра моя», то можно считать, что мы выполнили эту задачу. Душа остается существовать вечно, и, когда мы достигаем этого уровня, оказывается, что, подобно тому, как сестра что никогда не становится «бывшей», так и вторая составляющая личности уже не может быть отторгнута как нечто «бывшее». В то же время, оставаясь на уровне «жены» (см. слова Авраhама к Саре, которая была его женой), можно стать бывшей (уникальная личность распадется). Наша уникальность, наша личность — она особенная, и мы должны выбрать жизнь, а не смерть.

Желание давать, Хесед, как уже сказано, не проистекает из тела, поскольку тело продуцирует только законченный эгоизм. Счастливые мысли тоже идут не от тела. Их люди часто воспринимают как творчество, но это не только оно, но и желание дать. Потому так важно это уважать и ценить, и тогда появляется шанс на любовь — мы выходим на уровень неразрывности связей, тем самым уцеплясь за вечность, и тогда получается, что конкретный стоящий перед вами Гитик — уже не временное соединение, а, даст Б-г, вечное.

— Есть побуждение к беспричинному даванию. А если кто-то хочет беспричинно сделать гадость?
— А это уже неоперабельно, это уровень Змея в Ган Эдене, или иначе — Амалек. Мы должны стереть память об Амалеке.

Повторим ранее сказанное: на уровне неживой природы для нас работы нет («Вс-вышний поднял пар от земли» — Вс-вышний, а не человек); поскольку мы — не творцы, а этот уровень только для Творца. А для нашей работы даны шесть тысяч лет, в течение которых мы трудимся на трех уровнях (растительном, животном и человеческом), накапливаем успехи от поколения к поколению. Есть принцип — «конец сделанного в начале задуманного» (סוף מעשה במחשבה תחילה), и эпоха Машиаха станет исправлением промаха Первого человека. Б-г дал Адаму жену в качестве «помощника против тебя» (עזר כנגדו). Когда она принесла плод, он тоже его ел, поскольку Первый человек был как одно существо — если она ест, то и я ем. Промах случился на уровне установления правильных отношений с самим собой. Женщина видит реальность совсем иначе, а где есть два взгляда, там есть выбор. Но в Ган Эдене Хава принадлежит Адаму (אישה, потому что от איש), и он не видит в ней отдельное существо. Имя «Хава» (חוה) означает «запечатленная» («хавайот», חוויות — «впечатления»), в то время как «мать всего живого» должна бы звучать как «Хая» (חיה), — там, где стоит «вав», должен быть «йуд». Имя «Хава» — оно временное, в будущем «вав» сменится на «йуд», и женщины будут дочерями не Евы, но Хаи. А пока мы живем в мире впечатлений и реализуем здесь поставленные перед нами задачи.

Из трех глаголов, встречающихся в главе Берейшит — «ברא» («бара», сотворил»), «יצר» («йацар», «сформировал») и «עשה» («аса», «задействовал»), проистекают в Каббале и названия трех миров из четырех — мир творения (мир мыслей) — Брия (בריה); мир формирования (мир эмоций) — Йецира (יצירה) и мир действия (мир слов) — Асия (עשיה). Им соответствуют уровни души: нешама, руах и нефеш. В нас заложена программа — эгоцентризм («есть только мое Я, самое важное на свете»), альтернатива ей — стыд («есть еще и что-то другое, кроме того, что делаю я»). Б-г дал нам выбор — ценить и любить добро или зло (хотя многие из нас зло не ценят, а делают), и, совершая этот выбор в пользу добра, мы обретаем вечность — неразрывную связь между душой и нашим разумным животным, сохраняя навсегда уникальную личность.

Related Posts